Клуб Едемских деревьев. Часть 1.

Деревья_1

Вступление:

    Этот материал - результат моих личных исследований библии на тему "деревьев" и использования "образов деревьев" в библии разными авторами библейских книг. Я не могу сказать, что я перечитывал горы разной христианской литературы, чтобы найти что-то на эту тему. Возможно, где-то когда-то подобные мысли уже высказывались, а кто-то также проводил подобные исследования. Я написал о том, что я исследовал сам. Эти исследования - не претендуют на какую-то "истину", скорее, они отражают мои выводы при личном исследовании. Я даже допускаю, что в чем-то они могут быть не совсем однозначны, но я изложил свою аргументацию со ссылками на разные библейские книги и на историю о некоторых авторах. Вообще, я собирался опубликовать в электронном виде книгу, посвященную религии Свидетелей Иеговы и библейской идеологии, которую так и хотел назвать "КЛУБ ЕДЕМСКИХ ДЕРЕВЬЕВ". Мало кто из "исследующих библию" догадывается, что под образом деревьев обычно подрузамевали жрецы, которые писали библию прежде всего для других жрецов, а не для широкого круга читателей. Потому эта публикация - должна была стать одной из основных глав этой книги. Книги не будет, но материалы (наиболее важная часть) периодически публикуется мной  в качестве отдельных тем. Если вы исследуете библейские образы или вопросы, хотели бы понимать, как развивалась тема "едемских деревьев" после изложения мифа о "согрешении Адама и Евы" в библии - прочтите эти главы и стихи из библии и, может быть, вы найдете для себя лучшее понимание или новые мысли. Этот материал не поместился в 1 пост, мне пришлось создать 2 части, так что читайте и Продолжение (Часть 2) также - ссылка в конце поста.


«Клуб Едемских Деревьев»

   Эту главу я посвящаю Едемским деревьям. Тема, по своей сути, крайне важная, ведь именно с «божественных» запретов и их нарушения якобы начались все неприятности человечества, якобы по той же причине понадобилось «мероприятие спасения», а в христианстве – жертва Христа, в древнем иудаизме – многочисленные жертвоприношения богу за разновидности «грехов». Вот мы и посмотрим на деревья и отношения к ним писателей библии через внимательное чтение самой библии. Будем ставить вопросы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, искать ответы.

  Заодно постараемся внимательнее рассмотреть некоторых авторов этих записей о деревьях: кем они были, какое место занимали в иерархии того времени? Тогда нам станет более понятно, зачем и почему они так писали о деревьях.
Один из писателей, которому приписывается в Ветхом завете целая книга, и кто писал об «Едемских деревьях» - это жрец Иезекииль и, по совместительству, якобы «пророк».

   Прежде, чем перейти к обсуждению библейской и другой информации о данном персонаже, уточню разницу между «жрецами» и «пророками» в понимании евреев, хотя я бы всех профессиональных «вероучителей» и составителей «священных книг» и их толкований, писателей разных религиозных публикаций, создателей новых учений на основе релиозных взглядов – отнёс бы к жрецам. Но вот в религиозной иерархии древних евреев «жрецы» и «пророки» выполняли часто разные функции.

   Если говорить просто, то жрецы в основном занимались ритуальной частью и поддержанием внешней стороны культа и всего, что с этим связано. А «пророки» отвечали за идеологическую часть – за создание учений, «пророчеств», толкований разных событий и публичных проповедей. Но в ряде случаев функции жрецов и «пророков» выполнялись одними и теми же людьми. Таких примеров в библии масса, особенно на ранних этапах создания религии. Например, Моисей – он же и сам судил народ, разбирая кучу дел, которые к религиозной стороне не имели никакого отношения, пока тесть Моисея жрец Иофор, не указал на то, что нужно заниматься Моисею вопросами идеологии и обучения, предложив на маловажные дела поставить специальных людей, которые, при этом, должны были «доносить о всяком важном деле». Все это можно прочесть в книге Исход 18 главе довольно подробно. Причём жрец Иофор очень чётко определил функции «пророка» Моисея в стихах 19 и 20 данной главы книги Исход – я даже процитирую:

«19 итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его;

20 научай их уставам Божиим и законам Его, указывай им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать;»

   То есть один опытный жрец, учит другого жреца-«пророка», который ещё не столь опытен, как он должен выполнять свои «пророческие» функции.

   Ну или, к примеру, «пророк»-жрец Самуил, который, якобы, поучаствовал в написании аж 3-х библейских книг (что совсем не факт) – книги Судей, Руфь и частично 1 Царств, а может и других. Когда же царь Саул, которого жрец Самуил назначил, проявил пару раз неповиновение, то от имени божьего Самуил тут же выбрал более лояльного будущего царя – Давида.

  Да и цари часто записывались в «пророки» и брали на себя обязанности жрецов, чего по «законам» делать не имели права. Тот же Саул или Давид, одевали на себя одежды священников и совершали ритуалы, когда им было нужно что-то внушить народу или же обосновать свои «непопулярные меры» заданием от «Господа».

Царь Соломон, сын Давида – при открытии храма также выполнял лично роль жреца.

   При этом и Давиду, и Соломону приписывают в библии отрывки и даже целые книги, как, например, Псалмы, книгу Притчей, книгу Екклезиаста и книгу Песнь Песней. То есть эти цари были по совместительству и «пророками» и часто «жрецами». То есть у древних евреев и других народов, описанных в библии, религиозная и другие виды власти были слиты воедино, разница была лишь в «лагерях», «кланах», «уровнях» и названии культа или божества, которое представлялось культом.

   Теперь логично было бы привести информацию от самих евреев, которые гораздо лучше знают свою историю и культуру, особенно, касающуюся религиозных вопросов. Довольно много интересных сведений я получил в «Электронной еврейской энциклопедии» (вот ссылка http://www.eleven.co.il/ ). Информация по многим вопросам интересна, хотя часто не отделяет «зерна от плевел», единственное неудобство (небольшое) данной энциклопедии, что многие имена соответствуют не библейским именам в переводах, а еврейскому произношению, что вполне и понятно. Потому некоторые страницы с названиями и именами пришлось искать пользуясь сёрфингом по ссылкам внутри статей с сохранением их в закладках. Чтобы облегчить вам, мои читатели, эту работу, я приведу электронные ссылки на самые интересные статьи в конце книги, а наиболее важные цитаты и ссылки на них вставлю в текст. Но для того, чтобы понять логику и отношение евреев ко многим вопросам своей религии, культуры и прошлого, а это важно при анализе библии, хорошо бы почитать статьи полностью.

   Приведу о «пророках» довольно длинную цитату из ЭЕЭ (Электронной Еврейской Энциклопедии), статья «Пророки и Пророчество» (ссылка - http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13330&query= )

   «Пророчество было широко распространено на древнем Ближнем Востоке (см. также Валаам). Интересный материал для сопоставления дают клинописные архивы Мари, в которых упоминаются харизматические личности, вдруг являвшиеся ко двору и изрекавшие послания от имени того или иного бога. Видимо, в Мари были и придворные пророки, а также пророчицы, которых можно сопоставить с библейскими пророчицами — Хулдой (II Ц. 22:14), Но‘адией (Нех. 6:14) и Мирьям (Исх. 15:20). Формула, которой пророки в Мари открывали свои пророчества — «Так он [бог] говорил ко мне», «Бог [следует имя бога] послал меня», — сходна с библейской (например, Исх. 7:16; Иер. 26:12). Однако наряду со сходством существует ряд принципиальных различий. Пророки в Мари не выступают с общественными или этическими требованиями, они обращаются исключительно к царю, стремясь прежде всего обратить его внимание на культ бога, от имени которого говорит данный пророк; за пророчеством не стоит религиозная идеология, как у еврейских пророков; слова пророка не обязательно понимаются как абсолютная истина или непреложное руководство к действию, а сам пророк — как истинный посланец бога. Наконец, пророчество в Мари не образует устойчивой пророческой традиции, созданной за несколько столетий, нацеленной на воспитание народа и моральное руководство им.

   Поздние пророки рассматривали себя продолжателями пророческой традиции, восходящей к Моисею, однако современные им исторические условия заставили их выработать новые идеологические установки, что отличает их от предшественников — Ранних пророков. Около трех столетий деятельности Поздних пророков характеризуются двумя историческими катастрофами — падением Израильского царства (722 г. до н. э.) и разрушением Иерусалима (587/6 г. до н. э.). Первые из пророков этой плеяды появляются за несколько десятилетий до первого события, последние действовали еще приблизительно столетие спустя после второго события. На протяжении всего периода три державы последовательно доминируют на исторической арене — Ассирия (см. Месопотамия), Вавилония и Персия (см. Иран). Если в эпоху Ранних пророков историко-политическая концепция носила локальный характер (враги Израиля в те дни — Аммон, Моав, Эдом, филистимляне и арамеи — не представляли для него серьезной угрозы), то в эпоху Поздних пророков, когда образовались мировые империи, еврейские пророки начинают видеть Бога Израиля как направляющую силу мировой истории. Хотя в центре Его внимания всегда находится народ Израиля, его религиозное, моральное и общественное поведение, пророки должны были объяснить народу причины исторических катастроф и вселить надежду на будущее избавление.»

   Обратим особое внимание на цитату, касаемую пророков в Мари добиблейских времен, где они сравниваются с пророками библейскими:
«Пророки в Мари не выступают с общественными или этическими требованиями, они обращаются исключительно к царю, стремясь прежде всего обратить его внимание на культ бога, от имени которого говорит данный пророк; за пророчеством не стоит религиозная идеология, как у еврейских пророков; слова пророка не обязательно понимаются как абсолютная истина или непреложное руководство к действию, а сам пророк — как истинный посланец бога.»

   «Обращаются исключительно к царю», «религиозная идеология…у еврейских пророков» - эта традиция продолжалась во всей библии. Каждая религия, которая хотела получить и усилить свою власть пыталась слиться с царской властью и пробиться и стать «признанной» на государственном уровне или даже «международном».

   К кому приходил Моисей? Сразу к фараону… К кому ходили постоянно пророки? К царям. Перед кем «проповедовали» Христос, апостолы – перед царями, перед высокими чиновниками. Павел из Тарса заявил (Деян.25:11): «Требую суда Кесаря» (Римского императора), ни много ни мало… Для «свидетельства» (Матф.10:18, Марка 13:9, Луки 21:12,13). Каждая новоявленная религия с амбициями пыталась завоевать более высокий уровень, заручиться поддержкой самых высоких чиновников в государстве, а потом и подчинить их себе. Впоследствии иудаизму и христианству удалось выйти на «международный уровень», создать ещё одну из ветвей – ислам (корни Корана в иудаизме), и влиять на большую часть людей мира.

   Итак, «пророки» - фактически идеологи древних и современных религий. Иногда они играют роль «пророка», передавая идеи, разработанные другими идеологами верования и «слова божии». В библии описано много пророков и других религий того времени, конечно, обычно в негативном свете по отношению к «религии правильной».

   Вернемся к «Едемским деревьям». Одним из тех, кто написал о них, являлся жрец-«пророк» Иезекииль. В ЭЕЭ статья о нём под именем Иехезкеля (вот ссылка на полную статью - http://www.eleven.co.il/article/11710 )

Я же ограничусь важными цитатами:

    «Сведения о личности Иехезкеля крайне скудны. Известно лишь, что он был жрецом (см. Кохен), что его жена умерла во время осады Иерусалима войсками Навуходоносора и что он находился среди тех, кто в 597 г. до н. э. был после сдачи Иерусалима уведен вместе с царем Иехояхином в Вавилонию (см. Пленение вавилонское). Иехезкель умер в Вавилонии, и, согласно преданию, его гробница находится в центральном Ираке, в селении, расположенных в 32 км от городе Хилла.»

   «Характерное для Иехезкеля мировоззрение жреца, проникнутого сознанием первостепенной важности храмового культа, обнаруживается также и в беспощадных обличениях несомненно преувеличиваемой пророком приверженности евреев к языческим культам. Гротескные образы и причудливые метафоры в пророчествах Иехезкеля во многом навеяны воспоминаниями о свершении культа в Иерусалимском храме, а также впечатлениями от монументальной храмовой скульптуры Вавилона.»

   «Пророчества Иехезкеля показывают его прекрасное знание священнической литературы (см. Библия. Толкование, экзегеза и критические исследования Библии), однако описание устройства будущего Храма не соответствует разрушенному Храму, а детали обновленного культа расходятся со священническим кодексом Пятикнижия. Схематический раздел земли Израиля между племенами у Иехезкеля также не соответствует библейским источникам и исторически сложившемуся расселению.»

   «Иехезкель был первым пророком диаспоры и духовным вождем иудейских изгнанников в Вавилонии. Возведя в степень цельной доктрины спорадические высказывания Библии о личной ответственности человека за свои поступки (Втор. 24:16; II Ц. 14:6; Иер. 31:29–30), Иехезкель внес важный вклад в развитие иудаизма. В целом доктрина Иехезкеля о заинтересованности Бога в Израиле и о грядущем его восстановлении в собственной земле должна была укрепить в изгнанниках волю противостоять ассимиляции и надежду на национальное будущее и таким образом подготовить их к возвращению из вавилонского плена, которое и началось в 538 г. до н. э. Аллегорические картины и символические образы видений Иехезкеля оказали огромное влияние на всю позднейшую еврейскую мистику. Видение «Божественной колесницы» (ма‘асе меркава —1:4–28) послужило одной из основ каббалистической литературы (см. Каббала).»

  А вот ещё важная цитата из другой статьи, где упоминается жрец Иехезкель. Статья также из ЭЕЭ – называется «Библия. История создания и характеристика отдельных книг Библии» (вот ссылка на полную статью – она очень большая http://www.eleven.co.il/article/15446#1 )

А я приведу цитату (из раздела № 6 «Проблемы литературного жанра в библии):

   «Сводами законов являются Книга завета (Исх. 20–23) и другие законодательные разделы в Пятикнижии, главным образом во Второзаконии (начиная с главы 12). Особое место в Библии занимают культовые предписания, которым посвящена почти вся книга Чисел и отдельные разделы в других книгах Торы. Эта так называемая священническая литература первоначально имела строго эзотерический характер, она сохранялась жрецами в тайне. Из пророков в ней был хорошо сведущ лишь Иехезкель, который был также жрецом.

   Пророческая литература состоит из проповедей Поздних пророков. Эти проповеди произносились в поэтической форме, и по своим внешним характеристикам они аналогичны некоторым литературным памятникам Древнего Египта и, в значительно меньшей степени, Месопотамии».

Отсюда мы видим, что Иезекииль был:

1. Жрецом,

2. Имел доступ к тайной части «священнической литературы».

3. Хорошо в ней разбирался.

4. «Иехезкель был первым пророком диаспоры и духовным вождем иудейских изгнанников в Вавилонии»,

5. «Аллегорические картины и символические образы видений Иехезкеля оказали огромное влияние на всю позднейшую еврейскую мистику».

6. Живя в Вавилоне он писал то, что не совпадало ни со «священническим кодексом Пятикнижия», ни с устройством первого Храма, даже «схематический раздел земли Израиля между племенами у Иехезкеля также не соответствует библейским источникам и исторически сложившемуся расселению.» Правда эти «технические ошибки», коих в библии масса, мало влияли тогда на сторону идеологическую, сущностную.

   Кроме того, вот ещё цитата: «Критическое исследование книги Иехезкель обнаруживает наличие редакторской обработки текста, однако вопрос в том, принадлежит ли эта обработка самому Иехезкелю или относится к более позднему времени, остается спорным. Книга Иехезкель выдержана в едином стилистическом ключе» (из статьи Иехезкель в ЭЕЭ)

   Тем не менее, эта книга признается в иудаизме и христианстве как «каноническая» и достойная доверия. Потому и посмотрим, что Иезекииль (он же Иехезкель) писал о «деревьях» и даже об «Едемских деревьях». Ну а потом посмотрим описание ещё одного изгнанника, жившего также в Вавилоне, «пророка Даниила». И сравним.

   Начнём с 17 главы Иезекииля. Сначала рассказывается «притча» о виноградной лозе. Этот текст довольно хорошо передан в Современном переводе.

   Из текста очевидно, что два разных орла – это царь Вавилона и царь Египта. «Лоза», которая почему-то выросла из «семян кедра» - это царь Иудеи, которого поставил царь Вавилона, как лояльного себе, а царь Иудеи решил заключить союз с царём Египта против Вавилонского царя. Причём первый орёл, царь Вавилона, Навуходоносор, унёс только «верхушку кедра» (постараемся это потом осмыслить), когда увёл в плен «царя и его правителей» израильских. Вот суть почти всей главы об орлах и деревьях. Но в конце следуют такие стихи, которые приписываются «Господу Всемогущему», как его слова (цитата по Синодальному переводу, Иез.17: 22-24) :

«22 Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе.

23 На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его.

24 И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал и сделаю».

Что можно понять о «деревьях» из этой главы?

   Во-первых, что деревья (и птицы) тут конкретно представляют правителей или, точнее, власть этих правителей. Также из главы очевидно, что в ней осуждается пишущим то, что поставленный Навуходоносором «царь-лоза» не соблюдает подчинённого положения, а ищет союза с Египтом. Типичная политика. Пророк Иезекииль от имени «бога» грозит пальцем и говорит, что такая религиозная власть, как «Господь», обычно делает с «деревьями» то, что ему надо: захочет – понизит, захочет – повысит, захочет – уничтожит.

   По-моему, налицо явная попытка религиозной власти влиять на политические решения. Я разве не прав?

   Но есть ещё в книге Иезекииля одна глава, где опять присутствуют «деревья»-цари, и теперь они уже «в саду Божием» и называются «дерева Едемские». По-моему тут как раз основной ключ, который жрец Иезекииль предоставил к понимаю «дерева жизни посреди рая» и «дерева познания добра и зла», от которого нельзя было есть под страхом смерти.

Это 31-я глава (приведу её целиком).

«1 В одиннадцатом году, в третьем месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Господне:

2 сын человеческий! скажи фараону, царю Египетскому, и народу его: кому ты равняешь себя в величии твоем?

3 Вот, Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев.

4 Воды растили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его, и она протоки свои посылала ко всем деревам полевым.

5 Оттого высота его превысила все дерева полевые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались, и сучья его становились длинными от множества вод, когда он разрастался.

6 На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы.

7 Он красовался высотою роста своего, длиною ветвей своих, ибо корень его был у великих вод.

8 Кедры в саду Божием не затемняли его; кипарисы не равнялись сучьям его, и каштаны не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею.

9 Я украсил его множеством ветвей его, так что все дерева Едемские в саду Божием завидовали ему.

10 Посему так сказал Господь Бог: за то, что ты высок стал ростом и вершину твою выставил среди толстых сучьев, и сердце его возгордилось величием его,-

11 за то Я отдал его в руки властителю народов; он поступил с ним, как надобно; за беззаконие его Я отверг его.

12 И срубили его чужеземцы, лютейшие из народов, и повергли его на горы; и на все долины упали ветви его; и сучья его сокрушились на всех лощинах земли, и из-под тени его ушли все народы земли, и оставили его.

13 На обломках его поместились всякие птицы небесные, и в сучьях были всякие полевые звери.

14 Это для того, чтобы никакие дерева при водах не величались высоким ростом своим и не поднимали вершины своей из среды толстых сучьев, и чтобы не прилеплялись к ним из-за высоты их дерева, пьющие воду; ибо все они будут преданы смерти, в преисподнюю страну вместе с сынами человеческими, отшедшими в могилу.

15 Так говорит Господь Бог: в тот день, когда он сошел в могилу, Я сделал сетование о нем, затворил ради него бездну и остановил реки ее, и задержал большие воды и омрачил по нем Ливан, и все дерева полевые были в унынии по нем.

16 Шумом падения его Я привел в трепет народы, когда низвел его в преисподнюю, к отшедшим в могилу, и обрадовались в преисподней стране все дерева Едема, отличные и наилучшие Ливанские, все, пьющие воду;

17 ибо и они с ним отошли в преисподнюю, к пораженным мечом, и союзники его, жившие под тенью его, среди народов.

18 Итак которому из дерев Едемских равнялся ты в славе и величии? Но теперь наравне с деревами Едемскими ты будешь низведен в преисподнюю, будешь лежать среди необрезанных, с пораженными мечом. Это фараон и все множество народа его, говорит Господь Бог.»

   Кто же тут представлен как «дерева Едемские»? Фараон Египта и царь Ассирии.

   За что в 11 стихе (Современный перевод): «и поэтому Я позволил взять это дерево могущественному царю. Он наказал его за все его прегрешения. Я изгнал это дерево из Моего сада»?

   В 14 стихе ответ: «Я сделал это, чтобы ни одно из деревьев, пьющих эту воду, не выросло гордым, из-за своей красоты не попыталось достать облака. Потому, что все они отправлены в могилу вместе с другими людьми, которые ушли туда, куда уходят мёртвые».

   За что был изгнан из «сада Божьего» некий Адам (Бытие 2 и 3 главы)? За то, что он попытался взять от запрещённого со стороны религиозной власти «дерева», попытался и даже проник в «знание» жрецов («познания добра и зла»), и у него с Евой «открылись глаза» и он «стал как один из Нас», а потому стал опасен и должен быть изгнан из «сада» покорных «деревьев», также, как «изгнан» царь Ассирии. Символический Адам попытался «достать облака», то есть понять, как создаются боги, идеологии, как осуществляется религиозная власть. Ева, видимо, как и все женщины – была более наблюдательной, интуитивно развитой. Ведь доказано, что женщины более внимательны к деталям, чем мужчины. А потому она оказалась ещё опаснее, когда обратила внимание Адама-мужчины на способ достижения «познания». Ну а главным виновником тут выступил вообще идеологический антипод, «змей», который явно был вхож в жреческие дворы «на небесах» и явно понимал его слабые места, как «открыть глаза» просто что-то показав и объяснив. За это идеологическому врагу была объявлена смертельная война уже в 3 главе Бытия. Все основные опасности для существования религий были обозначены, главные враги: те, кто может открыть глаза другим и «вкусившие познания» - тоже.


СМОТРИТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ В ПОСТЕ: "Клуб Едемских деревьев. Часть 2".


Перейти к Оглавлению блога.

Recent Posts from This Journal