Как слезть с "религиозной иглы" у Свидетелей Иеговы? Как это проще сделать?

Жизнь без ОСБ


Тема, которую я хочу здесь затронуть - не такая простая, особенно, чтобы её осветить кратко. Но я постараюсь написать самое основное.

   Кому может пригодиться информация из этого поста? Во-первых, тем СИ, которые собираются покинуть организацию, во-вторых тем, кто недавно покинул её, в-третьих, кто давно не в организации, но испытывает определенные "симптомы", которые из-за старых религиозных убеждений, приобретенных у СИ, мешают жить полноценной жизнью, в-четвертых - друзьям или родственникам тех, которые относятся к первым трем перечисленным категориям. Для последних я напишу также, как им стоит поддержать тех, кто так или иначе имеет проблемы после выхода из организации Свидетелей Иеговы.

   По-моему убеждению, за ряд лет активного пребывания в религиозной организации СИ у многих Свидетелей вырабатывается религиозная зависимость. В чем она выражается? Я приведу примеры, как я это вижу: зависимость делить окружающий мир на "своих" (хороших, достойных доверия) и "чужих" ("мирских", недостойных доверия), зависимость от того, чтобы выискивать правила организации, какие из них "угодны Богу", а что делать "нельзя", зависимость бегать за "советом" даже по незначительным поводам к "ответственным братьям" (по той причине, что в таком случае ничего самому думать не надо, тебе скажут, как лучше поступить "по-библейски"), зависимость от простой социализации (потому что "свои" тебя принимают легко, только потому, что ты - "свой", то есть по принадлежности к религиозному сообществу, а "в мире" надо ещё найти что-то объединяющее тебя с человеком или группой), зависимость от "ожидания "конца этой системы вещей" и наступления Нового мира (рая)" и так далее. Зависимостей может быть очень много и все они формируют религиозную зависимость от учений, организации, даже от отдельных людей иногда. Я считаю, что у ряда СИ может быть сформирована зависимость от "проповеднического служения", потому что если они не "послужат" определенное количество времени (для поддержания своего статуса в собрании), то не будут ощущать удовлетворение собой или будут думать, что они "мало делают для Бога".

   В принципе, природа многих зависимостей схожа. Есть такое понятие как "нехимические зависимости". Но это довольно условно, как мне кажется, потому что при любой зависимости, даже "нехимической", все-таки происходят определенные химические процессы в организме.

   В организации СИ есть несколько психологических механизмов формирования религиозной зависимости. Вот некоторые из них (наверняка не все), но я напишу о нескольких:

  1. Психологическое "поглаживание" (похвалы-поощрения). Те, кто был СИ прекрасно помнят, как там учат "хвалить" даже, если хвалить особо нечего, особенно новеньких "интересующихся". Это также распространяется и на другие уровни - любой районный надзиратель или выше будет обязательно "хвалить" на конгрессах, в собраниях со сцены или при личных встречах.

  2. В противовес "поглаживаниям" зависимости способствует и насаждение чувства ВИНЫ. Если "поглаживания" - это "пряник", то чувство "вины" - это основной, хотя и не единственный мотивирующий "кнут". В ОСБ очень распространены примеры о тех, кто в сложных обстоятельствах или больными делают "много" (например, служат "пионерами"), а потом даются прозрачные намеки или ставятся вопросы - а ты "записался добровольцем в пионеры?" И подобных манипулятивных моментов в литературе и речах - довольно много.

  3. Ещё одним "пряником" является выделение в "особый социальный статус" в собрании. В любом обычном собрании СИ, не говоря уже о всяких "вефилях", есть "особые статусы" и "особые группы". У этих особых статусов и особых групп есть доступ к "особой литературе" или "особым письмам от Общества", а также доступ на "особые встречи", которые "не для всех возвещателей". Например, к таким группам в обычном собрании относятся "общие пионеры", "служебные помощники", "старейшины". Например, у "общих пионеров", которые отслужили 1 год, появляется возможность посетить "особую школу пионеров", где им выдадут особый учебник, который они никому не должны показывать. У старейшин - есть своя "особая книга", для старейшин, которую тоже они никому не должны показывать из рядовых СИ, множество "конфиденциальных" писем, предназначенных только для старейшин.

  4. В противовес "прянику" с "преимуществами" (так называют у СИ "особые статусы" или отдельные задания) существует "кнут", то есть шкала разных "понижений социального статуса Свидетеля Иеговы" в организации, например: принудительное лишение "особого" назначения, запрет давать комментарии на собрании, публичное порицание со сцены, "лишение общения" после "правового (судебного) комитета" на длительное время или насовсем (в зависимости от того, что будет делать человек дальше сам).

  5. Отчёты о "количестве часов служения", распространненых роликах-публикациях и прочем также можно отнести, скорее к "кнуту". Именно на основании этих отчётов старейшины и районные надзиратели обычно решают - давать кому-то "особый социальный статус" в собрании или не давать, давать кому-то рекомендацию для рассмотрения назначения или нет. Если же отчеты сдаются нерегулярно или они "менее среднего по собранию", такой человек считается "недуховным" и "малоактивным", а значит, его никто на "особое преимущество" не будет рассматривать (назначать).

   По последним трем пунктам (с 3 по 5) хочется отметить, что социальный аспект "поощрений-наказаний" используется руководителями ОСБ в своей системе "на полную катушку". Это очень сильный мотивирующий фактор для многих СИ. Как ни крути, но люди склонны пытаться выделиться своим социальным статусом в любой группе, куда они попадают. И руководители СИ прекрасно это понимают.

  Конечно же, все эти вещи прикрываются на словах "любовью к Богу и к братьям", на самом же деле, как показывают практика и отзывы бывших СИ, большинство старейшин заботятся вовсе не "братьях", а о своем собственном социальном статусе в собрании или в организации.

  6. Ещё одним "кнутом", и почти одновременно "пряником" являются постоянные внушения со стороны руководителей СИ "чего-то ждать в скором-скором будущем". Как правило, это "Армагеддон", в котором будет, по их мнению, уничтожены все не-Свидетели Иеговы (а это 99,9% населения Земли) и наступит "Новый мир" (рай) на земле для Свидетелей Иеговы. Даже те воскрешенные, которые никогда не были СИ, если они откажутся быть Свидетелями Иеговы в раю - впоследствии будут уничтожены Богом. Вот такой ещё один "кнут" и ещё один "пряник".

  7. Ещё один "пряник" у СИ - это ощущение "принадлежности к МЕЖДУНАРОДНОЙ БОЛЬШОЙ ОРГАНИЗАЦИИ", со всеми вытекающими отсюда для многих СИ возможностями. Знакомиться, ездить "к своим" в гости даже в другие страны, пытаться выйти замуж или жениться и потом уехать в другую страну, практика иностранного языка, легко увеличивающийся круг общения, просто чувство "сопричастности" к такой организации. Это тоже сильный для многих, значимый фактор, фактор социального порядка.

  8. Ещё одним важным "пряником", по сути, крючком, является и то, что руководители СИ внушают, что Свидетели Иеговы - "особенный народ", то есть каждый СИ - тоже "особенный", не такой как люди в "этом злом мире", "особенные перед Богом". В принципе, такое, наверное, внушают во многих сектах.


   То есть, я думаю, что принцип вам понятен: ЧЕМ БОЛЬШЕ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ "ПРЯНИКОВ" в Организации, тем тяжелее ему от такой организации и от таких "зависимостей" отказаться. Чем больше человек ощущает на себе "КНУТЫ" в Организации, тем проще ему оттуда уйти, хотя это не решает ряда его вопросов.

  Что нужно понимать, если мы говорим об освобождении от религиозной зависимости?

  Самое первое, что нужно понять - религиозная зависимость чем-то похожа на алкогольную. Если какой-то человек пьет и не осознает свою проблему, у него "всё хорошо" - у него нет никакого стимула бросать пить. То есть если какой-то СИ очень доволен тем, что он находится в организации - вряд ли вы его переубедите в обратном, особенно быстро. Ну не видит он каких-то проблем для себя, даже, наверняка, наоборот - имеет там свои "пряники", некоторые виртуальные, некоторые реальные, но ему все нравится. Он будет и дальше "пить большими глотками Истину", которую ему там продают современные торговцы словом Бога.

  То есть, для начала нужно, чтобы человек ПРИЗНАЛ, что или у него в жизни что-то не так из-за его религии, или его религия не такая честная и "правильная", или то, что его жизненные цели сильно стали расходиться с целями руководителей данной религии.

  Если СИ стал признавать что да, есть ПРОБЛЕМА между ним (его мировоззрением, желаниями, совестью или чем-то ещё) и политикой организации, тогда это уже первый ОГРОМНЫЙ ШАГ к тому, что бы слезть с "религиозной иглы".

  Но, как и в случае с избавлением от алкогольной зависимости нужна будет огромная внутренняя работа тем СИ, у кого за ряд (или за много) лет сформировалась определенная религиозная зависимость, повлиявшая в ряде моментов на них не лучшим образом, а также на их мировоззрение.

  Если посмотреть на Ютубе некоторые ролики по поводу людей, избавившихся от алкогольной зависимости, то можно увидеть, что некоторые рассказывают, что могли бросить пить алкоголь, но потом начинали пить снова потому что "не было цели в жизни". Подобно этому, у многих СИ, которые сомневаются, один из аргументов оставаться в организации - "потому что НЕКУДА ИДТИ". То есть они не видят себя за пределами этой организации радостными, успешными, с новым хорошим окружением, с новыми целями в жизни. Те, кто видят себя иначе - они могут довольно просто уйти, переломить ход своей жизни и достаточно быстро адаптируются к жизни вне организации и мировоззрения СИ.

  Также надо учитывать, что работа по "слезанию с религиозной иглы" может быть разная (по глубине):

  1. Пересмотреть только учения и практики Общества Сторожевой Башни, не затрагивая "божественность" Библии.

  2. Копнуть глубже и пересмотреть и "божественность" Библии, таким образом сильно изменя свое религиозное мировоззрение.

  Я сейчас не затрагиваю вообще "веру в Бога", просто даже на саму Библию взгляды верующих могут очень сильно отличаться. То есть, например, человек может не верить в "божественность" каждого слова или мифа в Библии, при этом оставаться верующим человеком.

   У тех, кто боролся с алкогольной зависимостью - появляются "симптомы отвыкания". Причем, они могут быть очень-очень сильными и серьезными, прежде всего они сказываются на эмоциональном состоянии борящегося. При этом, они могут произвольно появляться, хотя со временем и при грамотном самоконтроле они становятся все реже. Если кого интересует, как такие люди справляются (справлялись) с ними - посмотрите ролики на Ютубе на эту тему - там есть много всего.

  Я просто сравниваю это с тем, как происходит у многих СИ, когда они начинают осознавать или выходят из данной организации. У них точно также есть похожие симптомы: это могут быть и депрессии, и ощущение одиночества, может быть чувство вины, тревожность, апатия, плохое самочувствие, агрессия и так далее. Вполне понятно, что иногда любое упоминание чего-то в стиле "ОСБшной пропаганды" - у них вызывает резко отрицательную раздражительную реакцию. Это говорит о том, что они ещё "болеют" внутри, и переживают эти "симптомы отвыкания".

  Если же говорить о "восстановлении", то на первых порах "группы поддержки" из бывших СИ могут быть полезны. Но вот "группы" активных противников СИ, которые настроены очень агрессивно - вряд ли помогут в "реабилитации". Эти группы очень негативны, они очень болезненно реагируют на людей, которые не разделяют их резко отрицательного или негативно-болезненного настроя, потому не советую такие группы в качестве "поддержки".

  Что бы я советовал как покидающим организацию, так и бывшим СИ, которые уже приобрели более уравновешенный взгляд на свою прошлую организацию:

  1. Если человек уходит из ОСБ или его изгоняют "лишают общения", а он не был достаточно подготовлен по жизни к такому шагу - поддержите его общением. Хотя бы на первых порах. Это - очень важно.

  2. Не насаждайте такому человеку взгляд, что в его "сектантском" опыте всё (абсолютно всё) было плохо, неправильно, вредно и так далее. Это - не совсем так.

  3. Если вы часто, как друзья или родственники, общаетесь с таким "бывшим СИ" - помогите ему / ей как можно быстрее постараться вернуться к "нормальной жизни" и социализироваться. Например, люди, будучи СИ многие годы не празднуют праздники. Я знаю по личному опыту и разным людям из бывших СИ и семей СИ задавал вопросы - часто у людей возникает внутренний психологический барьер или дискомфорт, когда они пытаются праздновать "запретные" ранее праздники. Помогайте им в этом: поздравляйте, приглашайте, празднуйте (но без бесчинств) вместе с ними. Это будет очень хорошая "терапия" для людей с подобными "симптомами отвыкания" от религиозной "иглы" ОСБ.

  4. Не тащите таких людей (и не давайте тащить другим) - в другую религиозную систему. Я это пишу не потому, что я - атеист, а потому, что это может обернуться новыми проблемами в религиозном мировоззрении человека. Сначала человеку нужно пересмотреть свой прошлый опыт, справиться с "симптомами отвыкания", а уже потом, со свежей головой - решать: идти ему в другие религии или нет. Но охотников перетянуть верующих в свои системы всегда много вокруг. Прям как пчёлы на мёд слетаются.

  5. Не ставьте человеку в вину то, что он когда-то попал в секту. Этим вы лишь усугубите его состояние. Если он уже осознал свою ошибку в прошлом, то зачем его этим "добивать"? Наоборот, поддержите его намерение жить другой жизнью, вне религиозной организации и думать своей головой.

  6. Глупо выяснять, какая религия "истиннее". Потому что, вы можете даже изучить учения разных религий, но пока вы не окажетесь внутри и не пробудете там сколько-то лет, вы не сможете удостовериться, соответствуют ли практики этой религии её же учениям и какие в этих религиях есть "скелеты в шкафу". Вам не хватит жизни, чтобы сравнить хотя бы несколько десятков течений, а их - тысячи. Как показывает практика - нет никаких "идеальных" и "истинных" религий.

  7. Не стремитесь уничтожить свою бывшую религию. Это, скорее всего, приведет вас через время к неврозу  или серьезному разочарованию. Я не говорю, что не стоит говорить или публиковать ничего негативного или критического в адрес этой религии. Но если вы ожидаете "глобального уничтожения" своей бывшей религии, то обрекаете себя на постоянные "несбывшиеся ожидания", аналогично тому, как Свидетели Иеговы десятилетиями ждут Армагеддон и "Новый мир". Не давайте этим ожиданиям отравлять вашу настоящую жизнь. Если же вы хотите "надеяться и страдать" по примеру СИ, уже выйдя из ОСБ - вы имеете на это полное право. Только чем тогда вы отличаетесь от себя-СИ прошлого? Ожидали, что Бог уничтожит почти весь мир, все другие религии, оставит только СИ. Теперь хотите уничтожения СИ вместо "Вавилона великого" и от людей? Боюсь, что многих радикальных противников ОСБ ждёт разочарование  по этому поводу.

  8. Постарайтесь приобрести со временем уравновешенный взгляд на свою бывшую религию, исследовав критически различную информацию. Понятно, что поначалу будет сильное отрицание всего, что с ней связано, будет много негативных эмоций. Тем не менее, со временем, при правильном подходе, вы должны будете успокоиться и смотреть на вещи как бы "со стороны", более "нейтрально", хотя какие-то вещи, наверняка, будут вас задевать.


Если у меня появятся новые мысли на эту тему - я добавлю их в этот пост.



Перейти к Оглавлению блога.

Posts from This Journal by “Реабилитация после культа” Tag

Удержание против воли индивидуума статья, в чем проблема –то?
какие—то вредные советы для этого и допускаеться к правлению человеческая власть, к которой все верующие побуждены богом проявлять разумное уважение
Удержания "против воли индивидуума" - формально нет. Так что и статьи за это нет. А советы - можете считать вредными, а кто-то посчитает иначе.
Реуяр Яртомолейнен

Почему твоя страница на Фейсбуке не доступна?