А кто сказал, что рай был создан для людей? Библейские и шумерские мифы о рае.

На видеоканале Сола Скриптура вышло видео о шумерских мифах и их сходстве с библейской мифологией. Его сделал Павел Радченко, я ему немного помог подобрать материал. Материала было много, я бы, возможно, сделал бы акценты на других вещах, но Паша где-то копнул немного глубже, сделал свои выводы, все это довольно интересно.



Я хочу дополнить видео Паши Радченко цитатами из некоторых источников.

   "Шумерский рай не был предназначен для людей. Это было место, где могли пребывать только боги. Из первых фраз поэмы мы узнаем, что страна Дильмун священна, «страна Дильмун чиста», что здесь обитает бог Энки со своей супругой, потому что эта страна «чистая», «светлая», «непорочная».

В Дильмуне ворон не каркает.

Птица-иттиду не кричит.

Лев не убивает,

Волк не хватает ягненка,

Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,

…пожиратель зерна, здесь не живет.

Вдов здесь нет…

   Шумерский поэт яркими красками рисует страну, которой неизвестны печаль и смерть, жестокость и отчаяние, где ягненок не боится волка и не издает свой скорбный крик птица иттиду – вестник смерти. Прекрасна, полна чудес райская страна, где

голубь не прячет голову,

Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,

Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,

Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,

Нет старика, который бы говорил: «Я стар».

В стране Дильмун нет ни старости, ни болезней, здесь живут вечно и никто не переходит реку смерти, а потому

вокруг него не ходят с рыданиями жрецы,

Певец не возносит жалоб,

У стен города он не сетует и не плачет".

    "В представлении шумерских теологов рай предназначался не для смертных людей, а для бессмертных богов. Впрочем, один смертный – но только один! – по словам шумерских сказителей, все же был допущен в этот рай богов. Речь идет о шумерском "Ное".

"Далее поэт рассказывает о том, как в один из дней Энки овладел богиней-матерью Нинхурсаг.

Он извергает семя в ее лоно.

Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,

Один день для нее – один месяц,

Два дня для нее – два месяца,

Девять дней для нее – девять месяцев,

девять месяцев "материнства".


  Итак, жена Энки рожает за 9 ДНЕЙ. Не напоминает это ли это библейское "один день как тысяча лет" или то, что Бог создал все за 6 дней, а в 7-й пошел отдыхать?

"Лиса каким-то способом приводит Нинхурсаг. Великая богиня садится рядом с Энки и расспрашивает о его недугах:

«Брат мой, что у тебя болит?» –

«Моя челюсть болит». –

«Для тебя родила я бога Нинтулла».

«Брат мой, что у тебя болит?» –

Мое ребро болит». -

«Для тебя родила я богиню Нинти» [«госпожу ребра», или «госпожу, дающую жизнь»].

(Пер. Ф. Л. Мендельсона)


Вот эта самая Нинти, или "госпожа, дающая жизнь" была "царицей месяцев", согласно мифу.

   "Итак, восемь новых божеств избавили Энки от недугов. В последних строках поэмы Энки распределяет обязанности между новыми божествами:

Пусть Абу будет царем растений,

Пусть Нинтулла будет господином Магана,

Пусть Нинсуту сочетается браком с Ниназой,

Пусть Нинкаси станет той, кто утоляет жажду,

Пусть Нази сочетается браком с Ниндар,

Пусть Азимуда сочетается браком с Нингишзидой,

Пусть Нинти будет царицей месяцев,

Пусть Эншаг будет господином Дильмуна.

О отец Энки, благослови!"



А вот и цитата о "качествах Энки":

"Владыка, полный благородных чувств, знающий решительный ответ,

чья воля неисповедима, знающий все,

Энки, полный великого постижения, высочайший предводитель небесных богов.

Мудрец, который изрекает приговор,

произносит слова правды, заботится о результатах.

Который находит решение, который от восхода до заката солнца подает советы,

Энки, господин истинных слов…"


Очень похоже на качества "библейского Бога", не так ли?

    "В мифе «Скот и зерно», начало и основной сюжет которого нам уже известны, Энки советует Энлилю спустить из Дуку на землю созданных им богов Лахара и Ашнана. Боги «спустились из Дуку» и благодаря этому

Изобилие, даруемое небесами,

Лахар и Ашнан являют [на земле].

Собранию [?] они приносят изобилие,

Стране они приносят ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ.

(Пер. Ф. Л. Мендельсона)"


Следующая цитата:

    "Как и в шумерском мифе, и в книге Бытия, в поэме Энума Элиш повторяется ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА - СЛУЖЕНИЕ БОГАМ: «Воистину я сотворю человеков. Пусть БОГАМ ПОСЛУЖАТ, ЧТОБ ТЕ ОТДОХНУЛИ». [26, Таблица VI].



    Дело в том, что боги у шумеров, да и у вавилонян были вовсе не всемогущи: они должны были себе добывать пищу, работать и даже могли болеть и умирать. И в этих мифах цель создания людей - цель создания рабов, по сути. Рабов для "богов".

    "Следующим сюжетом, который повествует о потере человеком вечной жизни, является ассирийская копия аккадского мифа под названием «Ловец рыбы Адапа». В первую очередь при изучении мифа следует обратить внимание на одну деталь: специалист по ассирийской истории Эбелинг проводит параллель между именем героя этого мифа - Адапа - и еврейским именем Адам. Возможно, такое созвучие не случайно и слово Адапа трансформировалось с течение времени в «Адама». Но с моей точки зрения это маловероятно. Еврейское слово Адам имеет один корень со словом земля. Как уже было сказано, ветхозаветный бог во второй главе создает человека из праха земного. Название первого человека производным от слова земля - Адамом, кажется мне более убедительной версией.

    В мифе есть и другой интересный момент, говорящий о сходстве с ветхозаветным актом изгнания человека из рая: в одежде, подаренной герою богом Ану, можно увидеть связь с еврейским мифом о грехопадении, в котором Яхве дает Адаму и Еве одежду из шкур."

    Когда я собирал определенную информацию о шумерских и древнеегипетских мифах (о которых я не говорю здесь, но они отразились и в библии), то наткнулся на разные источники. Какие-то мне понравились больше, какие-то меньше.

    Например, один из интересных источников - это видеоканал одного преподавателя, который читает лекции по истории, в том числе про шумеров. Интересно, что жена у него, по описанию на сайте - египтолог.

Вот ссылка на его видеоканал, если кому-то это интересно.

    У меня вообще такое впечатление, что этот Андрей Зубов из какой-то другой эпохи. Как будто он вообще из "дореволюционных" университетов, что ли. И даже его задний фон, в его комнате так выглядит. Но какой он всё-таки молодец, что пытается что-то донести из своих знаний до молодых, которые на русском языке хотят что-то узнать!

   Послушайте хотя бы пару лекций, если хотите понять что-то о шумерах, хотя их на канале гораздо больше.

Лекция про Энки.




Лекция про Энлиль и Инанну.




Я советую тем людям, которые хотят больше узнать о шумерских мифах послушать лекции-рассказы этого человека.

У него есть сайт - ССЫЛКА.

   На сайте есть статья "биография". Уж не знаю, насколько она правдива, но уж как есть.

Цитирую частично:

   "Мои родители вступили в КПСС, но с детства учили меня служить не большевикам «которые уйдут рано или поздно», а России. Этот завет я по мере сил стараюсь исполнять всю жизнь.

   В 1973 г. я окончил Московский государственный институт Международных отношений МИД с тайским и английским языком. Не желая вступать в КПСС, я отказался от дипломатической карьеры и пошел в Институт востоковедения Академии наук. В 1978 г. я защитил кандидатскую, а в 1989 г. докторскую диссертацию. Обе диссертации посвящены изучению функционирования парламентской демократии в странах Востока. В Институте востоковедения я трудился до 2001 г.

   Но свое настоящее дело я нашел в преподавании. В 1986 г. я начал читать лекции по истории религий и преподаю этот предмет уже почти 30 лет на самых разных площадках, включая Московскую Духовную академию, РГГУ, Российский Православный Университет, а также в ряде зарубежных вузов. В последующие годы я стал преподавать также историю России и истории философии."


   Я вот уверен, что СИ (по мышлению) сразу напряглись. Вот, мол, нам опять какого-то "православного" тут подсовывают. Ребята, я ничего никому не подсовываю. Более того, я всегда очень настороженно отношусь к людям, которые преподают в религиозных заведениях.

   Я не знаю про то, что данный человек где-то пропагандирует свои религиозные взгляды. Меня интересовала тема о шумерских мифах и не более того. Я считаю, что он вполне достойно освещает эту тему, как преподаватель или как лектор. Потому я его могу порекомендовать для ознакомления.

   Я признаю право любого, кто прочитает следующие строки из его биографии на сайте отказаться от слушания его роликов:

"С 2001 г. я стал профессором кафедры философии МГИМО и генеральным директором Центра Церковь и Международные отношения. В 1998-2000 гг. я был одним из разработчиков «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на архиерейском Соборе в августе 2000 г. С 2009 г. я был назначен членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (Московский патриархат) и членом Библейско-богословской комиссии Синода."

А далее:

   "С начала 1990-х я и мои друзья разрабатывали проекты системной декоммунизации российского общества и государства, и правопреемства с докоммунистической Россией, исходя из того, что без этих шагов устойчивая демократия и рыночная экономика в России не будет возможной, а опасность авторитарных рецидивов - велика. В 2001 г. мы создали Общественный комитет «Преемственность и возрождение России», в 2005-2008 гг. я участвовал в деятельности Народно-трудового союза российских солидаристов и два года являлся председателем исполнительного бюро этой организации.

   В марте 2014 г. начался процесс моего увольнения из МГИМО в связи с моим осуждением присоединения Крыма к Российской Федерации. Этот процесс завершился 30 июня 2014 г. С этого времени я работаю обозревателем и возглавляю кафедру истории в «Новой Газете», и продолжаю читать открытые лекции по истории религиозных идей и истории философии. В течение 2014 г. я также был уволен со всех моих церковных позиций.

   Я написал и издал семь монографий, был ответственным редактором и одним из авторов нового учебника «Истории России. ХХ век» (2009), автором около трехсот научных и публицистических статей.

  С 1982 г. женат вторым браком на Ольге Игоревне Зубовой (урожденной Белорусец), египтологе, научном сотруднике Института востоковедения РАН. Имею трех взрослых дочерей и сына, двух внуков и двух внучек".


    Многие захотят его обвинить. Или будут безразличны. Кто он, по-вашему? При КПСС, и родителей из числа членов КПСС - не вступал в КПСС. Сотрудничает с православными. Ну то, что он против коммунизации - понятно. Вот в 2014 году он был уволен из МГИМО за позицию по "присоединения Крыма" к РФ. Пошел против "линии партии". Сотрудничает с "Новой Газетой".

Так кто он по-вашему?

   Я считаю, что его лекции о шумерах вообще не имеют отношения к его политическим взглядам.

    Я не прослушал все лекции его о шумерах и шумерских мифах, но то, что я услышал - показали, что для людей, хорошо знакомых с библией, будет много аналогий с библейскими мифами и библейским "Богом".


  Если честно, я думаю, что мало кому вообще интересны корни библейских мифов. Но если кому-то действительно это важно - послушайте лекции этого человека о мифах шумеров в том числе. Если вы не профан в библии - увидите очень много заимствований и аналогий.


Перейти к Оглавлению блога.

Posts from This Journal by “Суть библии” Tag